Туркменистан – ООН. Инициативы международного сотрудничества

Политика

© ООН.рф

25 апреля /ООН.рф/ После распада «двуполярного мира» человечество стало интенсивно искать пути стратегического развития. Среди правящих элит, в экспертном сообществе 90-х годов прошлого столетия широко распространялись концепции о так называемом «однополярном мире», «глобализации», «столкновении цивилизаций» и многие другие. В таких условиях концепция «позитивного нейтралитета», выдвинутая Туркменистаном как основа государственной идентификации в постсоветский период, выглядела уникальной.

12 декабря 1995 года Генеральная Ассамблея Организация Объединенных Наций единогласно приняла резолюцию № 50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Как известно, курсу нейтралитета также следуют Швейцария, Австрия, Швеция, Мальта и некоторые другие страны. Однако статус нейтралитета Туркменистана качественно отличается тем, что он утвержден на самом высоком уровне – Генеральной Ассамблеей ООН и, таким образом, является глубоко легитимным.

Получив высокий статус постоянного нейтралитета, Туркменистан активно включился в работу ООН. Данное взаимодействие строилось преимущественно в двух направлениях: участие в работе структур и подразделений ООН и инициирование особо значимых международных программ и проектов.

Прежде всего, в рамках ООН Туркменистан активно принимает участие в большинстве основополагающих программ. Среди них – Программа развития ООН (ПРООН), программы и проекты Фонда народонаселения (ЮНФПА), Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Детского фонда (ЮНИСЕФ), Управления по наркотикам и преступности (УНП ООН), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и многие другие. Они охватывают широкий спектр гуманитарных взаимоотношений, включая образование, здравоохранение, экологию, социальную сферу и т.п. В последние годы успешно проводится работа в области дальнейшей демократизации туркменского общества, утверждения прав человека и верховенства закона. В стране не менее успешно реализуется целевая «Рамочная программа партнерства в целях развития между Туркменистаном и Организацией Объединенных Наций на 2016-2020 гг.».

Следует специально отметить, что в Ашхабаде создан и эффективно работает Региональный центр ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии (РЦПДООН). За время своей работы Центр стал важной площадкой для конструктивного диалога между ООН и пятью странами Центральной Азии (Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) по наиболее актуальным вопросам их взаимоотношений. Это относится к решению водно-энергетических проблем, вопросам экономического и социального развития, борьбы с наркотрафиком и международным терроризмом. По оценкам руководства ООН, Туркменистан создал образцовые условия для эффективной работы этой региональной структуры. Тем самым, Ашхабад реально стал миротворческим центром всей Центральной Азии.

Также одной из важнейших задач ашхабадского Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии является взаимодействие с Миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА). «Афганская проблема» многие десятилетия является одной из самых острых международных проблем. Мировое сообщество и отдельные страны многократно пытались преодолеть конфликтогенность в Афганистане, главным образом, силовыми методами, но к должным положительным результатам это, как правило, не приводило. На таком фоне миротворческие инициативы Туркменистана по урегулированию «афганской проблемы» заслуживают особого внимания своей эффективной конструктивностью. Именно нейтральный Туркменистан в качестве страны-миротворца предоставил свою столицу для места проведения межафганских переговоров, тем самым переводя решение внутриафганской конфликтогенности в мирную плоскость. Более того, наиболее значимое туркмено-афганское сотрудничество уже реально проявляется в ряде совместных инфраструктурных проектов, поставках электроэнергии в Афганистан на предельно льготных условиях, развитии гуманитарных взаимоотношений и т.п.

Показательным в истории многолетних взаимоотношений с ООН стал и тот факт, что независимый нейтральный Туркменистан трижды – в 2007, 2009 и 2013 годах – являлся вице-председателем соответственно 62-й, 64-й и 68-й сессий Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Совсем недавно Туркменистан был единогласно избран в Комиссию ООН по науке и технике, в Комиссию по народонаселению и Комиссию по социальному развитию. До этого страна уже работала в ряде других структур ООН, участвуя в решении широкого круга международных проблем. С начала вступления в ООН Туркменистан присоединился к более чем 120 основным конвенциям и международно-правовым документам. Страна одной из первых на постсоветском пространстве стала столь масштабно и конструктивно уделять внимание вопросам международных взаимоотношений, также активно в них участвуя.

Туркменистан зарекомендовал себя не только активным участием в работе подразделений ООН, но и как государство, неукоснительно выполняющее свои международные обязательства.

В настоящее время в экспертном сообществе доминирует точка зрения о том, что под руководством Президента Гурбангулы Бердымухамедова Туркменистан реально стал одним из ключевых игроков в системе международного сотрудничества и участвует в этом деле конструктивно и предельно ответственно. Тем самым, страна вышла на международную арену с репутацией надежного партнера фактически во всех сферах международных взаимоотношений.

Мировому сообществу также широко известны конструктивные инициативы Туркменистана, направленные на укрепление энергетической безопасности. Здесь страна выступает с позиций ответственности одного из мировых лидеров на рынках энергоресурсов. Так, по инициативе Туркменистана ООН приняла Резолюции «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», а также «Роль транспортно-транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества для устойчивого развития». Принятие этих документов привели нормативно-правовые отношения международного энергетического рынка в систему с учетом интересов производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, способствовали эффективному развитию всего комплекса транспортных коммуникаций. Такие инициативы получили в современном мире большое признание.

Туркменистан также предложил создать Энергетический совет ООН, обосновал необходимость разработки и принятия Конвенции ООН по энергетической безопасности. Мировое сообщество по достоинству оценило энергетические инициативы Туркменистана, и страна единогласно была избрана Председателем Конференции по Энергетической хартии на 2017 год.

Географическое положение Туркменистана определяет его в центре системы транспортно-коммуникационных связей, как в Центральной Азии, так и на всем Евразийском континенте. Это обстоятельство также делает страну одним из ключевых игроков на соответствующем рынке и в построении современных транспортно-логистических отношений. Уже созданные системы железнодорожных, автотранспортных, авиационных и морских транспортных коммуникаций позволяют говорить о Туркменистане как активном участнике международных экономических и гуманитарных взаимоотношений в контексте – Запад-Восток и Север-Юг. Во всем этом проявляется суть современной туркменской «транспортной дипломатии».

В повестке дня решения современных международных проблем на одно из первых мест выдвигаются экологические проблемы. Фактически все международные организации в той или иной степени подчеркивают их значимость. Для Туркменистана такие проблемы являются не менее актуальными, особенно в алгоритме «водной дипломатии». В данной связи известны инициативы страны по разработке Водной Стратегии ООН. Туркменистан также высказал ряд научно обоснованных предложений по решению важнейших проблем Приаралья. Мировое сообщество проявляет интерес и к уже реализуемому на практике крупномасштабному проекту по строительству в самом сердце пустыни Каракумы озера «Алтын Асыр». Природоохранные подходы применяются и в решении проблем охраны окружающей среды в Каспийском бассейне и других регионах. Особо важной в современных условиях является инициатива Президента Туркменистана о создании под эгидой ООН специализированной структуры – Регионального Центра по технологиям, связанным с изменением климата в Центральной Азии в связи с негативными последствиями, вызываемыми глобальными климатическими изменениями.

Представленное далеко не исчерпывает проведение Туркменистаном конструктивной политики в решении международных проблем. Эта политика – многогранная, взаимовыгодная, при этом строящаяся на глубоких гуманистических принципах.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов неоднократно специально подчеркивал, что внешняя политика страны, базирующаяся на принципах нейтралитета, таких как миролюбие, сотрудничество, взаимное уважение, является открытой для любых идей и предложений. Она в современных сложных условиях неспокойного мира олицетворяет вектор движения народов к стабильности, устойчивому развитию и прогрессу.

Все выше отмеченное по достоинству было оценено международным сообществом. 2 февраля 2017 года, когда на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была единодушно принята Резолюция о провозглашении 12 декабря Международным днем нейтралитета. «Де-факто» и «де-юре» это явилось наивысшим уровнем признания мировым сообществом теории и практики постоянного нейтралитета, конструктивным первопроходцем которого в современном мире является Туркменистан.

Экспертный совет Фонда «Современная политика»

Копировать ссылку на статью

Читайте также

Очевидный прогресс, достигнутый в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы, в значительной степени явился результатом креативных, творческих, не только технических, но и политических идей, которые вносила российская сторона, заявил постпред.

Мнение эксперта

По мнению экспертов ФАО, благодаря разведению рыбы миллионы человек, в первую очередь, в странах Азии и Африки, улучшают не только рацион питания – они меняют в лучшую сторону условия жизни.